В мире

Неожиданные факты о реформистах и консерваторах

Порядка 9 процентов израильтян относят себя к либеральным течениям иудаизма. При этом среди них в процентном соотношении больше евреев-выходцев из восточных стран, так называемых «мизрахим», чем евреев-выходцев из Восточной Европы — ашкеназов.
Число приверженцев либеральных течений иудаизма в Израиле постоянно растет, и большинство из них, вопреки стереотипам, сочувствует политическому центру, а не левому лагерю. Таковы данные Индекса религии и государства за 2015 год.
В 2012 году Институт Гутмана опубликовал данные опроса фонда Авихай, которые удивили многих. 7,2% опрошенных израильтян заявили, что «определяют себя с религиозной точки зрения» последователями реформистского или консервативного иудаизма (по 3,6% на каждое из них).
Это вовсе не соответствует широко распространенному убеждению, что — якобы по словам Бен-Гуриона — «синагога, в которую не ходят светские израильтяне, — ортодоксальная».
Исследователи не торопились делать какие-либо выводы, а подошли с осторожностью к данному исследованию, решив подождать дополнительных опросов и статистических выкладок.

В 2013 году Израильский институт демократии опубликовал ежегодные данные индекса демократии, в том числе по поводу отношения к течениям внутри иудаизма. И результат оказался схожим — 7,1% опрошенных заявили о своей принадлежности к реформистскому (3,9%) или консервативному (3,2%) иудаизму.
Это дало основание прийти к выводу, что за последние годы значительная часть евреев Израиля стала определять себя в качестве последователей либеральных течений иудаизма, даже не будучи активными членами этих общин. По всей видимости, большинство из этих людей выбирают для себя то, что предлагают именно эти течения — детские сады, проведение обрядов бракосочетания («хупа») и бар-мицвы, и так далее, а те же услуги, предлагаемые ортодоксальными общинами и синагогами, по какой-то причине их не устраивают.
Результаты данных исследований показали, что реформисты и консерваторы превратились в фактор, который отныне следует учитывать, в том числе и при проведении последующих опросов.
В сентябре организация ХИДУШ опубликовала результаты индекса религии и государства за 2015 год. Речь идет о ежегодном опросе общественного мнения, проводимом Институтом Смита в сотрудничестве с Ynet, в котором принимали участие 800 человек. В нынешнем году впервые в него был включен вопрос, к какому из течений иудаизма относят себя респонденты, а затем еще ряд уточняющих вопросов, что привело исследователей к неожиданным выводам.
По данным индекса, 9% евреев Израиля относят себя к последователям либеральных течений иудаизма, 4% — консерваторы, 5% — реформисты. Статистически это соответствует числу тех, кто определяет себя ультраортодоксами («харедим») и национальными ультраортодоксами («хареди леуми»).
Означает ли, что последователи либерального иудаизма уже превратились в политическую силу, равную по силе и возможностям ультраортодоксам? Вовсе нет. Совершенно очевидно, что религиозная самоидентификация определяющих себя ультраортодоксальными евреями гораздо крепче, чем тех, кто соотносит себя с реформистами и консерваторами.
Однако сам тот факт, что почти десятая часть израильского общества считает себя последователями либеральных течений иудаизма — это уже красноречивый факт роста их влияния, что будет находить все больше отражения в окружающих нас реалиях. Отметим, что исследователи намеренно использовали в опросниках оборот «отношу себя», а не «сочувствую», что указывает на более крепкую связь.

Затем исследователи сконцентрировались на последователях конкретных течений внутри иудаизма, и результаты оказались очень любопытными. Израильский институт демократии обнаружил, что более половины тех, кто идентифицирует себя с национально-религиозным лагерем, сами не считают себя религиозными. Схожие результаты показал анализ раскладки тех, кто отметил себя в качестве последователей реформистского и консервативного иудаизма — 57% из них считают себя светскими израильтянами в своей повседневной жизни. Но еще 35% отметили, что придерживаются традиционного образа жизни, а 8% и вовсе набожны.
Существует стереотип, что последователи либерального иудаизма — преимущественно ашкеназы, и среди них практически нет евреев-выходцев из восточных стран. Однако результаты опроса показали их равное участие. 10% «сабр», то есть евреев-израильтян, родившихся в Израиле, определяют себя как реформисты или консерваторы. 9% последователей либеральных течений иудаизма родились в арабских странах или дети выходцев из стран Востока. То же самое касается 8% ашкеназов, то есть выходцев из стран Восточной Европы или Северной Америки, либо их детей.
Опять же, речь идет о тех, кто идентифицирует себя с либеральным иудаизмом, а не об активных членах их общин, которых значительно меньше. По всей видимости, в обеих общинах преобладают немолодые выходцы из стран Европы и особенно Северной Америки. А что думают их дети? Необходимо провести отдельное исследование на эту тему.
Среди ультраортодоксальных евреев распространено мнение о последователях либеральных течений иудаизма, будто бы те больше сочувствуют левому политическому лагерю. Однако исследования показали, что это широко распространенное заблуждение. Как показали исследования, 15% израильтян, сочувствующих центристским партиям, причисляют себя к реформистам или консерваторам. При этом, такая религиозная принадлежность у 6% правых и 9% левых. Социологи сделали предположение, что респонденты причислили себя к реформистам и консерваторам в качестве компромисса, не считая себя ультраортодоксами, но и не полностью светскими.
76% тех, кто считает себя последователями либеральных течений иудаизма, выбирают неортодоксальную церемонию бракосочетания, если бы у них был выбор. При этом, 75% последователей консервативного иудаизма предпочли бы ортодоксальную «хупу».
Соответственно, только четверть консерваторов поддерживают светское бракосочетание, либо либеральное — в рамках реформистской или консервативной общины. При этом 45% реформистов выступают за нерелигиозную церемонию.
Еще один интересный факт — 31% реформистов, почти треть, поддерживают гражданские браки (без официальной регистрации), а среди консерваторов таких нет вовсе.
Источник: http://9tv.co.il/news/2015/10/26/215891.html

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика